По крышам Санкт-Петербурга

Konstantin
14 min readApr 5, 2022

--

Еще несколько строк. Коммит, пуш. Черт, все равно не успел… Я захлопнул ноутбук, схватил сумку, и пошел к лифту. В ближайшие несколько дней никакой работы.

У офиса меня ждет машина, а в машине ждет Лёня. Мы заехали за Дашей, поужинали в McDonald’s, и, наконец, вернулись на Ленинградское шоссе.

— Сейчас выйдем на платку, и дальше до самого Новгорода.

Сидеть в Volvo C30 на задних креслах слегка привычно. Здесь тесно, тонированные стёкла и ничего не видно. Я включил Rammstein. Лёня готов поехать на концерт в другой город, но времени на последний альбом до сих пор не нашел. Ничего, сейчас исправим.

Летим по платной дороге, скорость не опускается ниже 160. Начало темнеть. Остановились, чтобы немного размять ноги.

— А хочешь сесть за руль?

Конечно! Знакомая посадка. Скучаю по своей пушке-гонке. Первые 5 минут было непривычно, а потом… Круиз на 180, больше не позволяет электроника. Отличная дорога. А если попробовать 200? Стрелка спидометра неохотно поползла вверх. Сделано!

Стрелка уровня топлива, напротив, быстро ползла вниз. Кое-что на этой трассе еще не успели доделать. Мы остановились возле шлангов, торчащих из земли, здесь это называется заправкой. Может, еще быстрее? Под горку получилось 215, а потом Даша попросила ехать помедленнее. Её можно понять, на скорости за 200 не очень удобно ужинать, можно испачкаться.

К часу ночи мы приехали в Новогород. Заселились в съемную квартиру с искбоксом и легли спать.

ДЕНЬ 1

Мы проснулись, не спеша собрались, и отправились завтракать в кафе с розовыми бегемотами. А оттуда прямо в Кремль.

— Вот тут мы в детстве прыгали.

Лёня все детство провел в Великом Новгороде. Да, было бы классно отсюда прыгнуть. Но погода совсем не радует… И в прогнозах тоже ничего хорошего.

Я, Лёня и Даша на мосту в Великом Новгороде

Мы вернулись домой к полудню.

— Давайте заедем в Театр Драмы?

Новгородский академический театр драмы имени Достоевского — это огромное, причудливой формы, советское здание в запущенном состоянии. У Союза был странный талант создавать необычные, но в то же время очень скучные и угрюмые здания. Едем дальше.

Через несколько часов мы проехали знак с надписью «Санкт-Петербург». За окном начали мелькать каналы, мосты… Лёня и Даша сняли номер недалеко от центра. Парковка в Питере — это боль. Через пару кругов по кварталу мы все-таки нашли место. Ребята заселились. Комната размером с кровать и кровать размером с комнату.

Теперь нужно заселиться и мне. Хостел в двух километрах, прямо по Невскому. Блять, откуда здесь столько народа? Я был в Питере и раньше, но никогда не видел такого количества людей. Да, я был зимой, осенью — не самые туристические времена года… Но все же.

Мой хостел расположен в старом доме, в самом начале Невского. Огромные двери, парадная, старая лестница. Атмосфера Петербурга. Первое впечатление оказалось отличным, но быстро пришло разочарование. Нет времени возиться, я бросил вещи и спустился обратно.

До концерта еще несколько часов, как раз осталось время на обед. Мы зашли в ближайшую столовую, потом снова прошли по Невскому, и со второй попытки зашли в метро. Жетончики!

Нам до Новокрестовской. Чем ближе к стадиону, тем больше людей. Концерт нескоро, плюс традиционная задержка, идем по графику. Добрались до наших мест. Далековато, конечно. Зато по центру. А вот той трибуне вообще не повезло, их закрыли большим экраном. Могло быть и хуже.

На разогреве классические пианистки сыграли несколько песен Rammstein. Они поблагодарили нас, мы поблагодарили их, и все продолжили ждать группу. 21:00, заиграла Was Ich Liebe. Они вышли на сцену. Мурашки по коже. Как же сложно сидеть на трибуне… С завистью смотрю на танцпол, где уже начинают закручиваться воронки.

Настоящий огонь на Mein Hertz Brrennt. Чувствую жар от пушек, в сотне метров от них. Тиль сжег куклу, отбивая ритм на коленке. Mein Teil, я сорвал голос. Du… Du hast mich… Весь стадион, все 60 тысяч поют вместе с Тилем. Пушки стреляют еще жарче. Sonne, стадион просто горит. Тиль сказал, что у него “бальшой хуй”, но не такой большой, как дрочепушка, которая окатила весь танцпартер во время Pussy. Ich Will, вишенка на торте из огня и металла. Это потрясающе!

Теперь у стадиона еще больше людей. Ближайший вход в метро перекрыт, нам придется идти через весь парк. Уши до сих пор не пришли в себя, но оно того стоило. Через пару километров мы поняли, что уехать на машине будет сложно. Какое метро следующее?

Прошагав до ближайшей станции, мы бросили жетончики в щель и приехали в центр. Идем в паб! Почти все вокруг обсуждают прошедший концерт. За последние несколько часов сложилось ощущение, что вообще все здесь исключительно из-за Rammstein. Кепки, футболки, немецкий язык повсюду.

Через пару кружек пива стало понятно, что мы ужасно устали. А еще, что уже 3 часа ночи. Леня с Дашей уехали на такси, а я пешком пошел в хостел, тут всего несколько минут. По дороге я остановился у своего любимого места в городе. Это мост через Мойку. Изящный поворот, небольшая рябь на воде, покачивающиеся лодки. Привет, Питер, я соскучился.

Любимое место Питера

ДЕНЬ 2

Сегодня без будильника. Где-то в 11 утра я взял телефон в руки, чтобы посмотреть время и отложить обратно. Голова болит, вставать не хочется. Кто-то всю ночь храпел, а утром шелестел пакетами. Отлично, блять. Через час, разбитый, я пополз в душ. Пиздец, это ужас. Кругом грязь, даже защелки в туалете нет. Их тут всего два на весь этаж, один в самом углу ванной комнаты, в проеме шириной 40 сантиметров. Серьезно, это худший хостел, который я видел.

Лестинца в хостеле

Через час я допил кофе, сидя в Burger King за углом. За окном дождь. Стоит вернуться за зонтом, подумал я. И вернулся. Промокший, но готовый гулять. Спускаясь из хостела, я услышал странный шум. Открыл дверь парадной, и вышел на Невский. Куча людей облепили дорогу, а на дороге бесконечным потоком байкеры. Сотни, возможно, тысячи. Это международный пробег клуба Harley-Davidson. Впечатляет! Однажды я точно куплю мотоцикл.

Я встретился с Леней и Дашей. Осталось придумать, чем бы будем заниматься. Может быть, парадные? Да, решено. У Даши целая карта интересных мест, и мы начнем с ближайшего. Адрес, домофон, жильцы. Лестница! Лепнины, люстры. Вот что такое парадные Петербурга. Следующий адрес. Тут попасть в дом будет сложнее. Не получилось. Следующий адрес. И еще один. Пицца, и снова гулять.

Потрясающие лестницы, завораживающие своей симметрией. Старые подъезды, осыпавшаяся штукатурка. Атмосфера ушедшей эпохи. Становится немного грустно, ведь большинство домов в плачевном состоянии. Сколько еще они протянут? И везде живут люди. Те самые коммуналки, о которых я только слышал, выдают себя нагромождением звонков на стене. Не покидает неоднозначное чувство контраста, величественная лепнина соседствует с “хуями” на стенах, угол рядом с витражом обоссан, сквозь старые ставни видны едва живые окна внутреннего двора. Лучше просто смотреть, не думать.

Начинает темнеть и хочется есть, можно поискать что-нибудь съедобное. Мы съели по шаверме, и пошли на набережную. Разговоры о жизни, пиво в руке и закат на том берегу Невы. Чудесный вечер. Идея пойти в бар кажется все более привлекательной. По дороге мы немного прошлись на руках по пустой улице и сходили на экскурсию в туалет ресторана. Там неплохо, да. Но в баре лучше. И шоколадный стаут отличный.

Почти в три часа ночи мы вышли из бара. Кажется, рано ложиться — это не про Питер, подумал я, и пошел в хостел.

ДЕНЬ 3

Выспаться сложно даже отключив будильник, снова храп и возня. Душ, заряженные аккумуляторы, кофе, бургер. Настроение все равно отличное.

Я попрощался с ребятами, которые поехали домой, и встал посреди города. Куда пойти? Вперед. По старым улочкам, вдоль набережной, через мосты и аллеи, просто вперед. Кажется, я соскучился по этому городу, по этим ощущениям, когда вот так просто идешь и получаешь удовольствие. Через несколько километров я ушел под землю. Питерская молодежь другая. Разноцветные волосы, закатанные джинсы, прически и яркая одежда, все это смотрится органично. Потому что нет пафоса. Или мне кажется? Думаю об этом, глядя сквозь стекла и отражения на красивую девушку с голубыми волосами, которая сидит в соседнем вагоне. А потом она вышла. А потом и я.

Красивая девушка в метро

Маршрутка довезла до Пушкина примерно за полчаса. Вот я уже шагаю по территории Екатерининского парка. Китайцы, китайцы, китайцы, они повсюду. Как сделать кадр, чтобы в него не попали китайцы? Чем ближе ко дворцу, тем больше их становится. Людей ужасно много, я даже не могу идти в привычном ритме, приходится постоянно кого-то обходить. А вот очередь длиной в 400 метров. Целая китайская провинция. Неужели Янтарная комната того стоит?

Одинокая старушка смотрит в окно

Не стоит, подумал я, и повернул в сторону парка. Да, красиво, но… Ну, парк, ну, утки. Может быть, Александровский дворец меня порадует? Нет, ведь он на реконструкции и обнесен забором. Отлично. Надо пообедать, и можно возвращаться.

Я вернулся в Питер к шести часам, успеваю. Дошагал до Маяковской, где-то тут меня должен ждать Александр.

— Привет, вы первый, сейчас остальных дождемся.

— Отлично. Только давай на ты.

Экскурсии по крышам в Питере — это целый бизнес. Самому искать залазы не хочется, да и времени нет, а знакомые ребята помочь не смогли, поэтому я записался на экскурсию. Саша начал набирать номера по списку. Я огляделся по сторонам. Хм, интересно, кто из окружающих пришел сюда за крышей, как и я? Первым на звонок Саши ответил парень напротив. Спортивный костюм с надписью “Россия”, бутылка минералки и колхозная спутница. Ладно, кто следующий? Может быть вон та девушка? Было бы классно познакомиться. Главное, чтобы не эта компания. Пиздец, они идут к нам.

— Кажется, все в сборе. Идем.

Мы завернули за угол. Саша дает короткие инструкции, а я пристально смотрю на лица. Толстяк с пустым взглядом, худой гоповатый парнишка, девушка с сально-голубыми волосами и неприятным макияжем, и возрастная тетка, как вишенка на торте.

— Все, пошли. Только тихо.

Ich libe

Мы поднялись на крышу. Экскурсоводы специально проложили здесь резиновые тропинки. Крыша оказалась очень комфортной и безопасной. Я предупредил Сашу, что чувствую себя как дома, и пошел вперед, пока он пытался провести остальных. Питерские крыши! Я готов бесконечно признаваться им в любви. Непередаваемая атмосфера, и для того, чтобы прочувствовать её, совсем не нужна высота или потрясающий вид, достаточно любого двора. Переходы, системы, заплатки, трубы, в этом есть своя романтика.

Вдали догорает яркий закат. Я смотрю на оживленный Невский, пока Саша рассказывает всякие байки. Он обратился ко мне:

— Если хочешь, можем после экскурсии еще полазить, я свободен.

Попрощавшись с группой, мы снова поднялись на крышу, но на этот раз пошли в другую сторону.

— Сейчас покажу классное место. Обычно я там пиво пью после экскурсий.

Усевшись на небольшой башенке, мы начали болтать обо всем подряд, глядя на сине-оранжевый горизонт.

— Спасибо. Классное место.

— Не за что.

— Давай я тебя пивом угощу.

— Как скажешь.

Что-то треснуло, когда я слезал обратно. Блять, штаны порвал. Сам виноват, надо было думать, когда лез на крышу в узких джинсах. Ну и ладно.

Теперь мы сидим уже во дворе, а с пивом разговор идет еще проще. А потом пошли гулять по городу. Саше 19 лет, он из Нижнего Новгорода и хочет стать программистом. Интересный человек, надеюсь у него получится. Саша показал свои любимые места в городе.

— Вот тут я учился. Лучший физмат-лицей в стране.

Мы пошли на набережную. Я ни разу не видел, как разводят мосты. До этой ночи.

— Спасибо за вечер. Приезжай как-нибудь в Москву.

— Спасибо. Обязательно.

Когда я вернулся в хостел, на часах было ровно три. Снова.

ДЕНЬ 4

Завтрак, Red Bull и солнечная погода. День обещает быть хорошим. Ну что, на очереди Выборг? Я посмотрел на расписание электричек, последняя ушла несколько минут назад, а следующая через пару часов. Маловато времени получится. Надеюсь, этого хватит, а пока можно просто не спеша пройтись по городу. Еще раз.

Вокзал, ласточка, Выборг. Башня Святого Олафа. Ну вот, сегодня выходной. Хорошо, тогда в парк Монрепо, не зря же ехал. Хм, кажется, я где-то уже это видел… К тому же, тут везде экскаваторы и бетонная пыль. Я ушел в самую дальнюю часть парка. Вместо пения птиц хор отбойных молотков. Посмотрел на часы. Хм… Успею на ближайшую ласточку, подумал я. Но перед этим надо посмотреть на старый город.

Башня Святого Олафа

Выборг оказался очень уютным. Да, это одна небольшая улица длиной в 15 минут, но что-то в ней есть. И, конечно, пара заброшенных мертвых зданий. Грустно. Я заглянул в футуристичную библиотеку Алваро Алто, и пришел на вокзал аккуратно к своей электричке. С пригородом в этот раз мне не очень везет.

Главная улица Выборга

Я снова в Питере, и снова шагаю. Уже темнеет. Я остановился на мосту в поисках красивого кадра.

— Приезжий? — вдруг обратился ко мне незнакомец.

— Да. А что?

— По крышам полазить не хочешь? Мне одному скучно.

Неожиданно, но я почему-то согласился. Все-таки, когда ты один, происходят события, которые никогда не произошли бы иначе. Незнакомца зовут Леонид, его хобби — лазить по крышам. От него веет Питером, он психолог и увлекается фотографией. Иногда ему становится скучно, и он вот так знакомится с людьми на улице. Мы только зайдем в столовую подкрепиться, и пойдем искать что-нибудь интересное.

— Жаль, что тут нет тортика, — расстроился Леонид, — обязательно попробуй. Есть идеи, куда пойти?

— Я ведь не знаю города. Хотя…

Я показал ему фото, которое подсмотрел у кого-то в инстаграме.

— Хочу сюда.

— Кажется, я знаю, где это место.

Пока мы шли, он рассказал мне про Бориса Смелова — фотографа, который еще в 70-ых делал завораживающие фотографии, пропитанные атмосферой города.

— Он уже классик. Смотри. Вот это место. Надо попробовать снять что-то похожее.

Мы нашли нужный двор. Попробовали один вход, закрыто. Проход через парадную тоже закрыт. Вроде должен быть еще один вход… Может быть там? По трубам на первый этаж, в окно. Кажется, нам повезло, вход на чердак открыт. Мы вышли на крышу. Впервые я смотрю на ночной Петербург с высоты.

Исаакиевский собор

Мы дошли до того самого места. Вид на канал Грибоедова. Кажется, где-то тут снимал Смелов. Оказывается, ночью на покатых крышах страшновато. Я аккуратно наступаю на скрипучие панели, стараясь за что-нибудь держаться. Медленно выполз на чердачный выход и поставил камеру на длинную выдержку. Красиво… Штаны окончательно порвались. Чуть осмелев, я встал и подошел к самому краю. Укутанный в желтые краски фонарей, город спит. Лишь одинокая пара переходит мост, и больше никого. Не хватает пива и руки в руке, подумал я.

Вид на Канал Грибоедова по мотивам фотографии Бориса Смелова

Спустившись, мы еще раз зашли в столовую, тортика по-прежнему не было.

— А сколько мне на вид? — спросил Леонид.

— От 30 до 35, наверное.

— Ну вот, раньше до 30 давали, седые волосы подводят. Мне 42.

Он показал мне пару интересных парадных по пути до хостела.

— Увидимся завтра.

Хорошо, что этот чертов хостел хотя бы в центре. Я снова лег в три ночи.

ДЕНЬ 5

Не выспался, но когда это мешало? Рад, что приходится прощаться с этим хостелом. Я съезжаю последним, оставляя за собой пустую 8-местную комнату. 4 человека приезжали только ради концерта, остальные просто ближе к выходным. Надеюсь, сегодня в центре будет поменьше народу.

Я посмотрел на джинсы. Нет, ну это пиздец. Дырка шириной с мою ладонь. Сойдет, я же панк. Наверное.

Невский встретил меня ярким солнышком. В планах были несколько живописных колодцев и лестница, до которой не удалось дойти пару дней назад.

Есть в колодцах что-то магическое, думал я, глядя на яркий свет где-то наверху. Следующий колодец еще в нескольких километрах. Интересно, почему я не хожу так по Москве. Может быть, устроить себе туристический день в родном городе? Наверняка, у нас тоже есть много интересных мест, о которых я даже не подозреваю. Обязательно устрою. Как-нибудь.

Я шел по Невскому, когда понял, что дырка на жопе стала совсем уж неприличной. Как раз поблизости оказался торговый центр, поэтому теперь на мне новые штаны, а джинсы где-то в мусорке.

Через 20 минут ожидания один из жильцов впустил меня в Дом Галунова. У меня перехватило дыхание. Черт, это не описать словами, просто до мурашек. Лучшая лестница, что мне доводилось видеть.

— Нравится?

Я обернулся. За спиной стояла бабуля с сумками.

— Да. Просто потрясающе.

Бабуле стало очень приятно. Даже не представляю, каково это, жить в таком месте. Я спросил. Просто потрясающе, ответила бабуля.

Лестница в Дома Галунова

По дороге в центр я остановился. Мне кажется? I cry when angels deserve to die… Я перешел дорогу на звук. Уличная группа доиграла Chop Seuy, и начала Lonely Day. Чего только не услышишь на улицах города.

Such a lonely day

Через полчаса я встретился с Иваном.

— Сначала пойдем вон на тот желтый домик. Оттуда шикарный вид.

Мы уверенно перешли через Аничков мост, прошли пару кварталов, и нырнули во двор, выбив ногой калитку.

Вид на крыше действительно великолепный. Где-то сзади шпили церквей в окружении железных крыш, а спереди… Спереди Нева и мосты. Справа Аничков, симметрично оформленный набережными, слева целый каскад из четырех мостов поменьше.

— Обычно эта крыша закрыта. Тут жильцы дикие. Но где-то на пару недель в году она открыта, пока новую дверь не поставят. Ладно, пойдем на следующую, она тоже классная.

Мы залезли на живописный домик прямо на Невском. Под нами суетятся машины, играют уличные музыканты и бегут куда-то сотни людей. А я просто сижу и смотрю на все это. И думаю о том, как я умудрился порвать новые штаны, которым всего пара часов.

Невский проспект

Спустившись, я созвонился с Леонидом. Мы встретились в ближайшей “Столовой № 1”.

— Сегодня есть тортик! — радостно сказал Леонид.

Тортик действительно вкусный.

— Хочу попробовать залезть на симпатичное здание возле “Художественного”, там железные башенки. Башенки — моя слабость. — сказал он.

Со второй попытки мы нашли подъезд со входом на чердак. Вылезли на крышу, но подобраться к краю здесь не получится, а отсюда вид не очень. Может залезть по трубам на соседнюю? Или по штырям? Вон та штука похожа на лестницу. Мы обошли всю крышу, чтобы дойти до нужного места, но лестницы там не оказалось. Зато нашлась башенка за углом. В принципе, можно попробовать перелезть по ней… Так мы и сделали. Дальше по отвесной крыше, и мы у железных башен, на которые смотрели снизу полчаса назад. На горизонте закат, а в голове играет “Невский проспект”. Идеально. Еще одна крыша.

Два варианта: спуститься в открытую по лестнице кинотеатра, но там сидит охрана, либо тем же маршрутом, по отвесной крыше и с сомнительным перелазом. Конечно, второй вариант. Обратно оказалось даже легче. К этому времени солнце успело закатиться, и мы, не спеша, снова пошли в столовую. Подкрепившись, отправились гулять дальше и не заметили, как за разговорами пролетела еще пара часов. Мы случайно нашли еще один выход, но…

Мне пора, скоро поезд.

— Спасибо, было приятно познакомиться. Я обязательно приеду еще раз.

Мы с Леонидом попрощались. Я зашел в хостел за вещами, и поехал на вокзал, в зазеркалье.

Этот раз получился особенным. Прогулки с друзьями, километры одиночества, лестницы и крыши. Кажется, я еще сильнее влюбился в этот город.

--

--