Осень на Ачишхо

Konstantin
16 min readOct 28, 2021

--

ДЕНЬ 1

Будильник. Вставать тяжело. Я раздвинул шторы и впустил солнышко в номер. Доброе утро! Рюкзак собран, осталось позавтракать, оформить пропуск в заповедник, и можно начинать.

Завтрак оказался скудным. Хорошо, что у меня много еды, с запасом. Я снова поленился делать хорошую раскладку, поэтому набрал пакетов с едой. Отработанный прием. Ничего, однажды я схожу в поход, как взрослый турист, чтобы все по граммам, по пакетикам, по приемам. Точно схожу.

Оформив пропуск в ближайшей «Альпиндустрии», я вызвал такси. Нужно заброситься к началу Красной поляны. Водитель оказался классным парнем.

— Ладно, хорошего тебе похода

— Спасибо.

Я достал телефон и сверился с maps.me. Так, мне туда. Через километр грунтовой дороги я подошел к заповеднику и оказался перед большими воротами с надписью «Маршрут №13». Посмотрел на часы — почти 11 утра.

Забавно, что осень тут, как будто, еще не наступила. Нет, под ногами полно желтых листьев, но если смотреть наверх, то видишь только зелень.

Ухоженная тропа, синие отметки по бокам. Вот еще одни ворота и табличка с картой. Конечно, это Красная Поляна, здесь даже туристические тропы с претензией на комфорт.

Интересно, за сколько я доберусь до ночевки. Судя по карте, надо набрать 1100 метров высоты. Кажется, это пиздец как много. Надеюсь, это какая-то ошибка. А если нет… Ну, думаю, часов за 6 должен дойти.

Начинаю чувствовать одиночество. Обожаю это ощущение. Моя компания — это рюкзак и палатка. Собеседники — шум ветра и шелест листьев. Что может быть лучше? Нет, ну, правда?

Надо попробовать уловить, о чем хочется думать. Почему-то первыми в голову полезли мысли об отношениях. Вечные вопросы. Чего я хочу на самом деле, почему этого нет, и где это взять. Может, сам виноват? Это хороший вопрос.

Иду вдоль реки Бешенки. Забавное название. Интересно, откуда оно взялось? Очень милая горная речка. А что, если самом деле она бешеная? Бешеная, но милая, река-убийца. Бешенка.

Я перешел небольшой мостик. Можно достать первый сникерс. Любопытно, как быстро получилось переключиться. Вчера я мчался на работу, чтобы провести дейлик, а сегодня ловлю солнечных зайчиков через желтеющую крону осеннего леса. Хороший знак.

Вокруг никого, а поговорить хочется. Но так, чтобы не мешать ветру и листьям. Все-таки, это их территория. Как насчет тебя? Я улыбнулся. Кажется, мне повезло с собеседником.

Ну что, давай попробуем разложить ощущения на чувства. Какого черта ты сюда поперся? Зачем тебя вся эта хуйня? Зачем палатка, рюкзак, спальник, одиночество? Еще ни разу не слышал ответа на этот вопрос. А что, если тебе нравится преодолевать? Да, нравится. А не слишком высокопарно? Черт, пожалуй. Может, это обычные комплексы? Тебе же нравится находится в таких условиях. Все эти хостелы, палатки. Бежишь от страхов? Еще бы. До сих пор помню, как эта сука бросила меня, потому что я не перспективный. Стоп, хватит. Это было бы слишком просто. Может, все-таки, нравится преодолевать? Хочется в это верить.

Дорога строго вверх. Собирался сходить в поход, но пока что я карабкаюсь. Посмотрел на карту. Охуеть, я уже набрал 300 метров, а будто и не заметил. Такими темпами успею часам к трем. Надо бы торопиться, во второй половине обещали дождик.

А ведь я никогда не буду первооткрывателем. Не зайду на новую вершину, не возьму самую большую высоту прыжка с парашютом и не сделаю самый крутой трюк на доске. Надо будет не забыть написать об этом в дневнике. Снова эта мысль. Кажется, иногда я пишу свой рассказ прямо сейчас вместо того, чтобы проживать все в моменте. Надо избавляться от этой привычки. Так, о чем это я. Первооткрыватель. Да похуй вообще. Зато мне нравится то, что я делаю. А еще в этом есть свои плюсы. Всегда есть что-то, что ты еще не делал, можно порадоваться очередной мелочи. Убедил? Ага.

Кстати, об удовольствии. Можно ли получать его от выгорания? Когда ты осознанно ебашишь на пределе, понимаешь, что так нельзя, но продолжаешь. И получаешь удовольствие! Хороший вопрос. Кажется, можно. Я так делал. Главное вовремя отжать сцепление и переключиться вниз, а то движок загорится. А потом пройти нормальное ТО.

Мысли начали вытесняться природой. Смотрю по сторонам с глупой улыбкой. Как же хорошо. Я все иду и иду. Все вверх и вверх. Снова достал карту — набрал еще три сотни метров. Так, надо потренировать терпение, в следующий раз достану телефон через час. Интересно, сколько останется.

С набором высоты становится прохладнее. Вот и небо заволокло облаками. Я иду уже несколько часов, можно сделать привал и съесть несколько сухарей. Как только бросил рюкзак, на минутку показалось солнышко, приятно. Пора сделать последний рывок.

По карте вот-вот должен дойти. Из-за холма начали показываться признаки цивилизации. Да, на горное озеро это, конечно, не тянет. Для палаток тут даже приготовлено несколько настилов, как-то слишком цивильно. Я посмотрел на часы. Набрал больше тысячи метров примерно за 4 часа. Что ж, неплохо.

Встретил первого человека, он поприветствовал меня:

— Привет, куда идешь?

— Привет, на водопады. Но, может быть, тут останусь. Сейчас посмотрю.

— Оставайся, я тебе все покажу. Меня Дима зовут.

Я дошел до небольшой треугольной беседки и домика смотрителя. Из него вышла милая девушка.

— Привет. Долго до водопадов идти?

— Привет. Часа полтора. Но вставать можно только здесь. Пропуск есть?

— Конечно.

Я еще раз осмотрелся. Как минимум, стоит пообедать. Расчехлил горелку и подогрел борщ. Начал моросить небольшой дождик. Точно остаюсь. Ко мне присоединился Дима.

— Я тут уже несколько дней. А вообще я инженер, строительный. Тут полно мишек. Когда пришел сюда, промок до нитки, залез в палатку, пытаюсь согреться. Слышу, треск. Вылетаю из палатки, а там медведица валяется. Попыталась залезть на настил, а он сломался! Да отвечаю! Пойдем покажу сломанную доску!

Обед в беседке во время дождя

Оказывается, в Поляне действительно много медведей. Раньше эта стоянка была огорожена забором с электричеством, но пару недель назад выпал снег и что-то сломалось. А, вообще, даже еду на ночь нужно убирать в беседку под потолок, чтобы мишка не пришел в палатку. Я думал, что Поляна это безобидное место и потревожить тебя могут только бухие туристы, но не тут-то было. Так даже интереснее.

— Тут в основном грибники ходят. Полно их.

— Грибники?

— Ну, да, эти, отлетевшие. Меня вот уговаривают попробовать третий день, но я пока не хочу.

Вот какие грибники, понятно. Дождь почти прекратился. Ко мне на руки пришел милый черный котенок. Обожаю котиков! Теперь придется ждать, пока он належится.

— Надо же, ни к кому он так не приходит, а к тебе пришел. Пойдем покажу смотровую. Но там туманом все заволокло. Точно тебе говорю.

Котик ушел, и мы пошли на смотровую. Небольшая тропинка через мокрые кусты, прямо на вершину холма, с видом на Чугуш.

— Я же тебе говорил, туман. Ничего не видно.

Но мне все отлично видно. Потрясающе красиво. Каждый раз, как вижу горные пейзажи, будто в первый раз. Люблю горы.

Туманные склоны горы Чугуш

Мы пришли еще на одну смотровую. Вот тут действительно ничего не видно. Сплошной туман. Надо бы поставить палатку, не хочу никуда идти, тем более, в такую погоду.

Отбившись от помощи Димы, я разбил палатку у озера и раскидал внутри все вещи. Все-таки, хорошо одному ходить с двушкой. Кажется, на сегодня я предоставлен сам себе. Пойду смотреть на горы.

Я вернулся на смотровую с чашкой горячего кофе и нашел удобный камень. Идеально. Дождик периодически капает, но это не серьезно. Соскучился по этому. Когда просто смотришь вдаль, стирая все мысли из головы. Достал рапэ и вдохнул. Посмотрим, что это такое, мой первый раз. Голова стала чуть чище, а горы чуть ближе.

Не знаю, сколько так просидел. Не меньше часа. И порядочно замерз, пора возвращаться. Я снова пришел в беседку. Тут никого. Разогрел себе ужин. Вот так, просто. Гречка и чай, без телефона в руке и ютуба на ноутбуке. Время идет так долго, так быстро, и так приятно.

Беседка вечером

Стемнело. Уже собрался уходить, как увидел вдали два фонарика. Наверное, тот мужик, о котором рассказывал Дима. Ага, я оказался прав.

— Ходили к водопадам, промокли ужас. Меня Леха зовут! Можно просто Грек. А это Коля.

Завязался еще один разговор. Ну, какие обычно бывают в походе между незнакомыми людьми. В меру интересный, в меру скучный. Люблю это. Лехе 48 лет и он электрик. А живет в Питере. Говорит, Ачишхо это культовое место.

— Ладно, мне пора спасть. До завтра.

Кажется, ночью будет пиздец как холодно. Вот и проверим, насколько хорош мой спальник.

Я проснулся. Замер. Странные звуки. Черт, кто-то жует. Тяжелые шаги. Прямо рядом с палаткой. Блять. Так, кто это может быть? Это точно какое-то животное. Медведь? Черт, ну, а кто еще? Не двигаюсь, кажется, даже не дышу. С другой стороны тоже какие-то шаги. Не перестает жевать. Утащил еду из беседки? Шаги все ближе. Глубокий рык. Блять. Интересно, сколько времени? Если я сдохну, то уже тридцатилетним или еще нет? Бездарная будет концовка для хорошей истории. Кажется, он отошел от палатки. Так, но почему он до сих пор жует? Прошло уже несколько минут. Не может медведь так долго жевать. Может быть, вылезти? Блять, страшно.

Ладно. Я высунулся из палатки. В нескольких метрах от нее на меня удивленно посмотрел конь. Вот же сука. Вокруг еще несколько. Ходят жуют траву. Блять. Откуда тут кони вообще?

Все небо усеяно звездами. Даже немного видно Мечный Путь. Хорошо, что меня разбудили. Чертовы кони. Зато как спокойно буду спать.

ДЕНЬ 2

Будильник. Вставать тяжело. И холодно. За ночь надел на себя все, что у меня было. Но вроде не замерз. С натяжкой можно признать испытание спальника успешным. Все-таки, холодная осенняя ночь.

Пришлось стряхнуть лед с палатки. Она будто ломалась, когда открывал вход. Ох, ну и погода. Бодрит! Кони тут как тут. Я вдруг вспомнил. С Днем Рождения меня! Настроение отличное.

Лед на палатке

Я добрался до беседки в компании самого любопытного коня и начал готовить завтрак. Любимый кофе три-в-одном, скучал по тебе. Только в горах ты так прекрасен. И овсянка с орехами.

Рассвет и любопытный конь

Леха тоже встал. Вскоре к нам присоединился и Дима. Мы пошли на смотровую.

— Отличная погода! Впервые за последние дни такая, тебе повезло. Вон там Фишт, а вон там Лагонаки. Иногда отсюда и Эльбрус видно. Еще бы, девятитысячник!

Завтрак с видом на Фишт

Какое же доброе утро! Позавтракав, я вернулся в палатку и начал собираться. Выпил таблетку. Пора слезать, это последняя. Хороший подарок получился. Еще один подарок, который я себе подарю — говяжий дошик на вершине горы. Лучше любого торта.

Кажется, я не умею быстро собираться. В 8 часов я вышел из лагеря. Впереди долгая и красивая дорога. Солнышко освещает мне путь, заставляя искриться утреннюю росу. Вместо музыки слушаю свое ритмичное дыхание, помогает держать темп.

Утренняя роса

Иду один. И мне хорошо. Люблю одиночество. Интересно, как так вышло? Когда-то не мог себе и представить, что могу получать удовольствие в одиночку. Научился. Может быть, не от хорошей жизни. А, может, наоборот, от хорошей. Мне по душе второй вариант. Вокруг горы, и мы с ними давно давно дружим. Это мой день рождения и вы все на него приглашены, подумал я.

Осенний вид на Чугуш

А ведь сегодня День рождения и у моего лучшего друга! Как же я люблю этого кота. Он уже взрослый — 11 лет стукнуло, все-таки. Интересно, как он там.

Где-то недалеко шумит вода, значит водопады уже совсем близко. Я вышел к небольшой горной речке. Вот и Братья чуть выше по течению. Братьями зовут два больших Ачипсинских водопада. Сейчас они в тени, солнце за соседней горой, даже камеру доставать не тянет. Надеюсь, застану хороший пейзаж на обратном пути.

Я прошел мимо лачуги отшельника и забрался по каменистой тропе на водопады. Черт, камера запотела. Не надо было класть на землю. Проверил маршрут и пошел дальше. Сначала Ачишхо Первая, затем Ачишхо Вторая, и только потом Ачишхо Главная. Впереди еще 500 метров набора.

Отличная погода, пока мне везет. Все потому что я везучий. Надеюсь, успею зайти на вершину до непогоды. Вышел на хребет, открылся потрясающий вид на долину. А вдали сверкает Черное море. Проверил камеру, отпустило. Можно снимать дальше.

Так, стоп. Дошик я взял, воду взял, горелку тоже взял. Сука, баллон же я оставил! Блять. Ну как так? Поворачивать обратно не вариант, я уже треть пути прошел. Кажется, останусь без праздничного торта. Я засмеялся в голос. Но обидно. Очень обидно. Даже слишком. Хотя, казалось бы, ну забыл, подумаешь? Что я чувствую сейчас? Надо попробовать разложить ощущения в чувства. Смешно. Так, это не чувство, это ерунда какая-то. Разочарование. Уже ближе. Стало еще обиднее. Хм, если копать и цепляться за плохое, будет только хуже, вот как это работает. Я посмотрел на яркое солнце и улыбнулся. Брось, все хорошо.

Протоптав заросли рододендрона, я вышел к самому обрыву. Можно отдохнуть и посмотреть вдаль. Так приятно знакомиться с новыми для себя местами. И вроде видел подобное уже много раз, но вот снова стоишь и смотришь на всю эту красоту с замиранием сердца.

Можно идти дальше. Я знаю, что дойду, потому что у меня есть карта и есть ноги. Жаль, что не везде такие правила. Вот взять психотерапию. Можно разбираться с проблемами годами, но никогда не знаешь наверняка, что доберешься до решения. Даже не знаешь, есть ли оно. Даже не знаешь, есть ли проблема. Но сейчас все просто. Я уже на Ачишхо Первой.

Погода начала портиться. Буквально за полчаса хребет заволокло облаками. Слева вообще ничего не видно, цирки справа пока держатся. Пора надевать перчатки, прохладно.

До сих пор не встретил ни одного человека. Я зашел на Ачишхо Вторую. Осталось перейти хребет до Главной. А вот это неожиданно! Весь склон покрыт снегом, причем свежим. Зеленые рододендроны на белом склоне смотрятся очень мило. Что ж, таких гор я еще не видел.

Рододендроны и снег

Тропа совсем исптортилась. А потом начался курумник. Иду по приборам и ощущениям. Так, а что это за странные следы на перевале? Вон там, на снегу. Какие-то они большие для человека. Да нет, не может быть. Надо посмотреть поближе. Я спустился. Да, ну! По телу пробежали мурашки. Черт, это же мишкины следы! Можно прямо проследить как он шел до тех камней. А вот здесь он провалился под снег. Свежие следы, он шел тут совсем недавно. Хм, как раз в ту же сторону, куда и мне. Отличная компания.

Мишкины следы

Пора вспомнить любимую песенку. Давно не было повода. Кажется, еще с Алтая. «Мишка, Мишка, где твоя сберкнижка?» Я запел во весь голос, на ходу придумывая всякую чушь. Все-таки, встреча с косолапым в мои планы не входит. Его я не приглашал.

Я дошел. На вершине горы Ачишхо. Время — час дня. Отлично, можно провести здесь минут 40. Я разбросал вещи и сел поудобнее. С Днем рождения. Все-таки, 30 забавная цифра. Вроде, все так же, как и раньше, но невозможно отделаться от ощущения, что теперь все по-другому. Чувствую себя лучше, чем в 20, выгляжу тоже, так что могло быть и хуже. Я открыл пачку любимого мармелада и уставился на туманные хребты. Мне 30, охуеть.

Туман и мармелад

Еще одна церемония рапэ наедине с горами. Полчаса спокойствия вдали от собственных мыслей. Будто стирается один из кордонов между тобой и природой. Я заорал во весь голос. Спасибо, Ачишхо, у нас отлично получилось. Можно возвращаться.

Когда-то казалось, что вот наступит этот день и буду думать о том, чего добился к этому возрасту, к чему пришел. Но нет. Так ли это важно на самом деле? Кажется, я просто счастлив. Это тоже надо уметь. За спиной у меня остались не только Ачишхо, но и много сложных периодов, которые я прошел. А теперь просто иду дальше.

Снова на Ачишхо Первой. Я включил телефон. Куча пропущенных звонков. Это приятно. Достал Пистолетика, он всегда со мной в такие моменты. Стало немного грустно. Наверное, грустить это нормально, но я ужасно не люблю это делать. Дань потерянным возможностям. К черту.

Пистолетик, туман и горы

Туман периодически расступается, открывая потрясающие пейзажи. Вдали виднеется море в закатных красках. Интересно, а у меня есть близкие люди? Наверное, это про семью. Даже не знаю. Подумаю об этом как-нибудь в другой раз.

Море, туман и горы

О чем я мечтаю? Давай посмотрим. Хорошо, 911, это и так понятно. Мотоцикл. Это ладно, вернусь домой и возьму. Вот! Хочу, чтобы за меня болели на футбольном поле. Я столько играл, но у меня никогда не было болельщиков. А как было бы классно. Даже не представляю, что чувствует футболисты на переполненных полях. А как влияет знание закона Даннинга-Крюгера на самоопределение? Блять, ну а это мне почему в голову сейчас пришло?

Под моросящий дождь, иногда со снегом, я дошагал до Братьев. Какая-то фигура вдали на заболоченном поле. Кажется, он что-то ищет. Догадываюсь, что именно.

— Как сходил? — это оказался Леха Грек.

— Отлично! Был на Ачишхо, видел мишкины следы.

— Иди погрейся к Виталику, Дима там сидит.

Виталик — это тот самый отшельник. Его в шутку называют старцем, хотя на самом деле ему лет 40. Было бы интересно с ним познакомиться. Я спустился к его хижине. Оттуда валит дым, хороший знак.

— Проходи, погрейся! — там оказался только Дима, — а старец ушел в поселок за едой. Как сходил?

— Отлично! Был на Ачишхо, видел мишкины следы. Только я пиздец голодный, за весь день съел пачку мармелада и пару сухарей. Есть кипяток?

— Конечно! Сейчас будет.

Я заварил свой праздничный торт. Традиции нужно соблюдать. Этой, кажется, уже 5 лет. Да, точно. Вот уже 5 лет на свой День рождения я уезжаю куда-нибудь подальше от дома и завариваю себе говяжий дошик. Идеально, я считаю.

Праздничный торт

У теплого костра время летит быстро. Дима все говорит и говорит, а я все слушаю. Люблю слушать. Есть какая-то романтика в таких мимолетных знакомствах на пару дней, а, зачастую, и пару часов. Просто слушаешь, что рассказывает тебе человек, чем живет, о чем думает. Интересно. Часа через полтора пришел Грек.

— Хорошо пособирал! Сейчас поем и можно идти домой.

А на улице прохладно! Совсем забыл об этом, сидя у огня. Надо идти побыстрее, чтобы согреться. На горы опустился красивый закат цвета крем-брюле. Пока я доставал камеру, Леха с Димой немного оторвались. Пойду один.

Закат цвета крем-брюле

Быстро темнеет. Через полчаса солнце совсем скрылось за соседними горами. Не помню, чтобы я шел этой дорогой. Хм, maps.me говорит, что тропа есть… Блять. А ее нет. Надо разворачиваться. Стало совсем темно, я надел налобный фонарик. Да, только я мог заблудиться на ровном месте.

Я вернулся на знакомую тропу, но потерял на этом, кажется, минут 40. В небе начали зажигаться звезды. Интересно, почему ребята не подождали меня. Надеюсь, они не пойдут меня искать. Ритмичные шаги и усталость вытесняют из головы последние мысли. Я остановился передохнуть. Когда шелест листьев под ногами затих, вдали послышались крики.

— Ко-о-остя! Ты где?

— Я здесь! Иду!

А ведь и правда, слышимость в горах никакая, особенно когда идешь. Если бы не остановился, даже не узнал бы, что мне кричат.

— Иду! Все нормально!

Я встретил Диму и Леху почти у самого лагеря.

— Ох, и напугал ты нас! Мы уж думали тебя искать идти.

— Да пиздец, я там свернул не туда. Извините. Не слышно ни фига, когда идешь.

Мы вернулись в лагерь. Первым дело я разогрел борщ. Черт, как же он хорош. Ужасно устал за день. Снова включил телефон. Посыпались звонки. Получать поздравления от друзей приятно.

Я залез в палатку. На этот раз надел все теплые шмотки сразу с вечера. По-моему, отличный получился день. Мне 30, охуеть. Я заснул.

ДЕНЬ 3

Будильник. Холодно. Но утреннее солнышко такое доброе! Великолепная погода. Черт, какой же я старый. Пойду делать себе завтрак, пока никто не проснулся.

Рассвет

Я снова на смотровой. Снова с овсянкой и кофе в железной кружке. Рядом лежит верная камера. Взгляд устремлен в даль, на могучий Чугуш. Кажется, запомню эти ощущения надолго. Мне тут понравилось.

Кофе три-в-одном в железной кружке

В кустах раздался какой-то треск. Кто пришел! Ко мне подбежал озорной черный котенок. Кажется, он настроен поиграть. Его зовут Шумер, местный хозяин. Как же круто ему тут живется, подумал я. Настоящее кошачье детство, аким оно и должно быть.

Котенок Шумер

Наигравшись, он залез ко мне на колени и уснул. Отличная компания. Даже в горах я нахожу котов, это судьба. К нам присоединился Дима и его разговоры. А потом он ушел. Ушел и котик. И я остался наедине с горами и своими мыслями. И рапэ, конечно.

Даже не знаю, сколько я так просидел. Часа два наверное. Мыслей так много, и так мало. Больше ощущений. Так намного чище. Мне 30, охуеть. Это ведь немало. Хорошо, что все только начинается. Надеюсь, через год я снова оглянусь назад и подумаю: «Черт, а ведь круто же получается». Ладно, можно не спеша собираться, и домой.

Утро с видом на Чугуш

Солнышко жарит. Я разделся, просушил мокрую палатку, собрал свой новый рюкзак и вернулся в беседку. Еще немного посижу и попрощаюсь с этим местом. А потом напишу об этом в дневнике.

Я вышел примерно в 12 часов. Впереди больше тысячи метров сброса. Но сбрасывать — не набирать. Часа за два должен дойти. Когда вернусь в Поляну, скурю кальян. Обожаю эту часть похода, когда сидишь усталый, чистый, куришь и вспоминаешь. За этим и хожу.

А, действительно, зачем я хожу? Почему так люблю горы? Каждый раз задаю себе этот вопрос, но еще ни разу не слышал ответа, который бы меня полностью устроил. А может он и не нужен? Может и не нужен.

Интересно, любовь — это измеримое чувство? Я же люблю горы, но почему-то не иду на Лхотце или Пик Ленина. Значит, я меньше люблю горы, чем все эти отчаянные альпинисты? Не думаю. Просто у меня такой путь. И сейчас он ведет меня к Красной Поляне, а куда поведет потом… Кто знает. Лхотце никуда не денется, а времени у меня еще много.

Спокойствие. Вот что я чувствую. Кажется, у меня получилось. Не хочу никуда вырываться. Бросать все, отдыхать, перезагружаться. Не хочу. Счастье не в том чтобы убегать, и не в том, чтобы возвращаться. Оно в том, чтобы жить. Жить и получать удовольствие. Охуенно.

По ногами шелестят осенние листья. Кажется, лес немного пожелтел за эти пару дней. Когда вернусь, первым делом приму душ. Или нет, схожу в Мак. Нет, все-таки, душ.

Я вышел из заповедника. Приключение кончается. Надо вызвать такси. Классно, все-таки, получилось. Мне 30, охуеть.

--

--