Архыз освобождённый

Konstantin
28 min readAug 28, 2021

--

Склон горы Бештау, на часах в районе пяти вечера. Солнце шпарит изо всех сил и ни одно облако не смеет ему мешать. Теплый ветер будто накрывает одеялом на каждом открытом участке. Я бегу от себя, от своих мыслей, бегу на вершину.

Гора Лохматая

Осталось совсем немного. Конец. Я нашел красивую лужайку с видом на закат и упал на цветущую землю. Бежать дальше некуда. Кажется, мысли наконец догнали. Вдалеке загорелся закат. Он как всегда хорош, а со мной что-то не то. Будет не хватать Кудряшки. Уже не хватает. Представил, как мы бы тут сидели сейчас вдвоем. Как Ежик и Медвежонок. Е-е-е-е-жик! Медвеж-о-о-о-о-нок! Никто не знает каково это быть Котом и Кудряшкой. Захотелось плакать. Плакать, не останавливаясь. Я приподнялся, посмотрев за горизонт. Солнышко, мы же с тобой старые друзья. Заиграла музыка, самая лучшая — гул сверчков и шум мыслей.

Закат на Бештау

Пора спускаться, начинает темнеть. Стало спокойнее. Не люблю грусть. Вдалеке возвышается величественный Эльбрус. Тоже мой друг. Я вытянул руку и погладил красавчика. Наверное, ему щекотно.

Эльбрус, вид с Бештау

Кроссовки предательски скользят на сложных спусках, но это ерунда. Встретил лису с черными лапками. Кажется, она долго сомневалась, стоит ли ко мне подоходить, но в итоге убежала. Зря, я ведь классный.

Дальше без фонарика никак, но вроде скоро уже конец. Ага, выход на трассу. На спуск ушло где-то 40 минут, нормально. Я вытряхнул носки и пошел по дороге обратно в город. Заказал такси прямо до Мяты.

Кальян с разговорами — это великолепно. Завтра уже в поход. Наконец-то.

ДЕНЬ 1

Я проснулся в квартире один. Видимо, Андрей уже ушел на йогу. Очередной день без будильника и плана. Хотя, на самом деле, план есть, но в нем всего один пункт — собраться в поход. Это легко.

Андрей вернулся как раз к рабочему стендапу. Я снова посидел рядом и помахал в камеру. Странное ощущение, почему-то стало очень радостно, что я ушел. Наверное, впервые после увольнения. Причем радостно отчетливо, сильно.

А теперь собираться! Сначала в Примус. Так, что нам нужно? Газ.

— Нам хватит одного баллона?

— Думаю, надо брать два.

— Давай три?

— Хм... По 60 грамм на человека в день же нужно? Давай.

Кажется, это многовато. С другой стороны, я еще не ходил с этим джетбойлом, много — не мало. Еще нужна еда. Много еды. Мы подошли к полке с готовой едой в пакетах. Я думал, будут сублиматы.

— Я тоже, — ответил Андрей.

— Ну, ладно, пофиг. Все равно сублиматы уже не найдем. Что нам надо?

— Смотри, картошка.

— Давай. Две. Говядина?

— Давай.

Мы на глаз накидали еще штук 15 таких пакетов.

— Так, этого хватит?

Я начал прикидывать, сколько у нас получилось. Блять, как сложно-то.

— Хватит.

Андрей отправился домой работать, а я — шататься по городу. Пообедал, зашел в еще один Примус. Даже купил титановую ложку, Андрей попросил. А потом не спеша дошел до Пятерочки. Подъехал Андрей.

— Я тут уже 20 минут хожу, но до сих пор не собрал всю корзину.

На часах уже почти 5 вечера.

— Слушай, давай быстрее купим что-нибудь и домой, а то скоро уже ехать.

В 6 часов к нам должна приехать машина. И правда, надо поторапливаться. Мы накидали в корзинку разных шоколадок, хлеба, колбасы и остального. Ну... Вроде, выглядит неплохо.

Все-таки успели. Нашего водителя зовут Анатолий. Кажется, это настоящий, классический бомбила. Только вместо Шохи новая Веста. Кстати, в Пятигорске это Комфорт. Охуеть, конечно.

Хочется побыть наедине с собой, отключаюсь от всех разговоров. Так долго ждал этого момента. Словно отсечка, закладка в книге перед новой интересной главой. Я улыбнулся и вернулся к реальности. Толик рассказывает всякие байки.

— Я ему говорю, ты ебанутый? Ну вот как так, а?

Интересно, что это за история? Впрочем, какая разница.

— Или вот девочка одна была, мы в поход ходили, еще по молодости. Вырядилась в простыню ночью, повесила на себя светляков и вышла на дорогу. Представь, едешь ты ночью, а там хуйня какая-то в простыне светится, это же пиздец. Я ей говорю, ты ебанутая?

Где-то в районе 9 вечера мы приехали в Романтик.

— Ладно, тогда в четверг забираю вас ровно в 18:00.

— Ага. Это если раньше не вернемся.

По дороге мы впервые решили посмотреть прогноз погоды и, кажется, вернемся действительно раньше. В среду начинаются дожди. К тому же, не понятно, хватит ли у нас еды на 6 дней.

Раскладка — вот что нам нужно сделать. Получилось очень даже симпатично, только на 5 дней. Но так даже лучше. Мы легли спать. Завтра уже в поход. Наконец-то.

ДЕНЬ 2

Доброе утро и отличное настроение. Я сходил в душ и израсходовал все отельные пробники. Никогда еще не шел в поход таким чистым. Рюкзаки собраны, все готово.

Завтрак отличный — каши, сырники и все такое. Надо хорошо поесть, ближайшие 5 дней будет не до жира. Я слишком жадный — взял еще одну булочку перед уходом, хотя уже не лезет. Вкусно же. Съем по дороге.

Я позвонил по какому-то телефону, указанному на визитке. Кажется, взял на ресепе. Удивительно, но уже через 10 минут приехал УАЗик.

— Смотри, нам надо куда-то вот сюда. Сосновый гребешок.

— Хорошо, поехали.

Я включил авиарежим, теперь выйду на связь только после похода. Минут 20 едем по грунтовке.

— Все, дальше не возим, только до моста смогу.

— Хорошо, тут до нашего старта сотня метров.

Мы подтянули рюкзаки, настроили палки и остмотрелись. Рядом с мостом был съезд вниз, а дальше дорога, уходящая в горы. Нам, конечно, туда и не нужно, но... Кажется, нас откровенно наебали. Как в той песне, вай, вай, вай, вай, это Кавказ.

Большой затяжной подъем. Резкое начало, однако. Пока еще не чувствую похода, потому что под ногами колея, а нас обгоняет уже второй Крузак за полчаса. Жарко, пиздец. Пора надевать шорты. Да, так намного лучше, рюкзак будто стал в два раза легче. Пейзажи вокруг все красивее.

— Даже немного обидно, что не все могут это увидеть, — сказал я.

— А может быть, им и не надо?

— Может быть. Знаешь, у меня есть много знакомых, я им показываю фотки и они такие, охуеть, хочу в поход. И на этом все.

— Некоторым людям лучше не ходить в походы. Вот смотришь на них и понимаешь — не надо.

— Это точно.

Сосновый гребешок

Нас догнала группа детей из Нижнего Новогорода. А потом и перегнала. У них тут сборы. Это нам рассказала их тренер. Мы прошли с ней пару сотен метров, пока наши пути не разошлись. Ей — наверх, нам — дальше в горы.

— Удачи!

— И вам!

Мы все еще идем по дороге, хотя колея уже едва видна. Кажется, поход начинается. Встретились первые коровы.

— Мууууу! Наконец-то сниму пару телочек.

Коровы

Вот и первый ручей. Горная вода... Какая же вкусная. Вот теперь точно начался. Фотоаппарат болтается на шее и порядочно раздражает — натирает и, вообще, неудобно. Достал чехол от камеры из рюкзака и попробовал прикрепить на поясную лямку. Хм, кажется, неплохо! Я надел рюкзак.

— Охуенно. Моя гениальность порой меня пугает.

Мы пошли дальше. Поля с растениями, похожими на кукурузу, стада лошадей, небольшие ручьи. Давно мне не было так легко. Даже несмотря на 20-килограммовый рюкзак за спиной. Хотя, может, он даже тяжелее, учитывая сколько бич-пакетов с едой мы потащили. Пиздец, конечно, из нас походники.

Андрей

Уже час дня, а значит, можно сделать привал на обед. Наконец, приготовлю чай на своем реакторе. Куча колбасы и паштета.

— Ты тоже заметил, что вся еда стала вкуснее?

— Да. Особенно, чай.

Чай действительно хорош. После обеда можно полежать. Полежать и посмотреть на небо, не думая ни о чем. Запомню-ка я это состояние.

Обед

— Слушай, по плану у нас здесь ночевка.

— Это как-то несерьезно. Пойдем дальше?

Мы пошли дальше. Получается, за сегодня должны пройти примерно полтора дня. Андрей достал очередную сигарету.

— Ты не много куришь? А то закончатся.

— Ну, закончатся — брошу. Но уже подумал, что мало взял. Всего две пачки.

Перехожу ручей

Вдалеке замаячило озеро, где-нибудь возле него и переночуем. Но идти по тропинке скучно. Может быть, забраться на этот пупырь? Монотонный, но крутой подъем, полчаса времени, и работа сделана. Отличный вид. Наверное, оно того стоило. Вокруг горы, горы, горы. Это все мои друзья, подумал я.

Мои друзья

Мы спустились к озеру и поставили палатку. Это её боевое крещение. До вечера еще куча времени, можно немного подремать. Только сейчас чувствую, как горят все ноги. Ох, черт, кажется им пизда.

— Ты тоже сгорел?

— Да. Нахер шорты.

Думали сходить на закат на ближайшую гору, но... Нет. Достаточно на сегодня, а то завтра сдохнем. Пришло время готовить ужин. Мы вылезли из палатки. Чтобы начать готовить, нужно сперва набрать воды. А ближайшая вода — вон тот ручей.

— У меня один вопрос, — начал Андрей, — как лошади не теряются? И коровы тоже.

— Они умные. Лучше скажи, откуда вода в горах берется? Не может ведь там все таять в таком количестве, — мы доползли до небольшого порога, — вот чего она тут течет?

— У меня дед — геолог, давай ты лучше у него спросишь.

Стоянка в первый день

Что ж, попробуем, каковы эти бич-пакеты на вкус. Но сперва надо их как-то подогреть. Попробуем вскипятить. Еле помещаются в джетбойл.

— Ну как?

— Неплохо. Только нихера не горячее. Надо больше греть.

Похолодало. Хорошо, что мы взяли кучу теплых вещей, пуховик очень кстати.

— Мне тут идея в голову пришла, — сказал Андрей, — Мыла не хватает. Надо будет в следующий раз жидкое взять, только заранее залить его в упаковку от зубной пасты.

— А я говорил, что надо мыло брать. Да, ну, жидкое — гадость.

— Слушай, тут либо тащить обычное с мыльницей, либо так. Хватит выебываться.

— Справедливо.

Окончательно стемнело, и мы легли спать. А потом еще часа полтора болтали. Об отношениях, о жизни. О работе, конечно. О вписках, об ошибках молодости, о том, как круто спать в Крыму на бетоне и о том, как не круто блевать в метро. Люблю спать в палатке, это романтика.

Наверное, единственное, что меня бесит в походе — это вылезать из палатки ночью, когда хочется ссать. Ненавижу, блять. Вот и сейчас, снова пришлось вылезти. Но, что это... Ох, черт. Просто потрясающе. Млечный путь. Млечный путь! Охуенно.

— Андрей, ты должен это увидеть.

Андрей на фоне звёздного неба

Пожалуй, такое небо я видел лишь раз в жизни — в прошлом году, на Эльбрусе. Много лет мечтал снять что-то подобное. Я сидел и смотрел вверх, пока окончательно не замерз. Спать.

ДЕНЬ 3

Утро. Будильник разбудил в 6 часов. Очень жарко. Первым делом я проверил камеру. Да, прошлой ночью я действительно снял Млечный путь. Охуеть, просто охуеть.

Лошади на рассвете

Мы приготовили завтрак и заварили кофе три-в-одном. Кажется, это лучший кофе на свете. Пока мы возились с едой и палаткой, из-за соседнего холма показалось солнце. Я почувствовал его лучи обгоревшими руками.

— Нам надо экономить крем. Его мало, а солнце жарит.

— А еще мне надо придумать что-то для головы, — Андрей не взял кепку, и это было ошибкой.

К восьми утра мы собрались. Очень долго, надо быстрее. Ближайшая точка — перевал Ацгара, за ним перевал Чилик, и дальше до озера.

Отдых на перевале Ацгара

Иногда мы идем друг от друга на расстоянии. Кажется, это нужно нам обоим. Ну, мне — точно. К тому же, я постоянно останавливаюсь, чтобы сделать фото. И просто насладиться моментом. Нравится идти и получать удовольствие. Кажется, ноги сгорели даже сильнее, чем я думал, особенно под коленкой. Мы поднялись на Чилик. За полтора часа — почти угадал.

— Кажется, я сейчас сделал самое полезное дело в своей жизни, — Андрей поднялся чуть раньше меня.

— Какое?

— Сложил турик. Вон там.

Вид с перевала Чилик

Мне надо переклеить утренние пластыри. Купил дорогущие ботинки, но чуда, конечно, не произошло. Это нормально. Натирает косточку, пятку справа и большие пальцы. Вот так — другое дело.

Начался затяжной спуск, сброс метров 400. Идется легко. Пытаюсь поймать это ощущение, ощущение, что ты черт знает где, вдали от цивилизации, своего дома, работы. Вообще от всего.

— Знаешь, в такие моменты даже не верится, что где-то там тебя ждут задачки в жире, код и прочая ерунда.

— Да, понимаю. Контраст.

— Ага, но со временем эта грань становится все тоньше. Хочу чувствовать себя одинаково что в горах, что в городе. Хочу найти этот баланс. И никогда не терять.

— Запомни этот момент.

Горная река

Небольшая переправа, все пластыри коту под хвост. Где-то за пригорком должно быть озеро. Обожаю это ощущение, когда поднимаешься по холму и понимаешь, что сейчас из-за него покажется что-то крутое.

— Посмотри на это! Это же просто охуенно.

— Да, охуенно.

Озеро Чилик во всей красе. Мое лицо не покидает улыбка. Просто не могу перестать улыбаться. Потрясающе.

Озеро Чилик

Мы дошли до берега, здесь у нас по плану обед. Солнце, голубая вода, вокруг пасутся коровы.

— Ну что, попробуем суп с нутом?

— А давай.

Суп с нутом оказался говном. Хорошо, что горы все скрасят. Я раскидал вещи, снял ботинки и улегся с видом на озеро. Потянуло в сон. Хотя, стоп.

Озеро Чилик

— Слушай, нам надо искупаться, — я встал и попробовал ногой воду, — пиздец ледяная, конечно.

Я разделся и зашел по пояс. Это ощущение перед прыжком в холодную воду... Его ни с чем не перепутаешь. Миг от прыжка до погружения тянется медленно, но сделать ты уже ничего не можешь, ты решился. Прямо как в жизни перед важным решением, когда оно наконец принято. Иногда вода оказывается теплой. В жизни тоже так бывает. Я нырнул. Это не тот случай, вода пиздец ледяная. Заорал, что есть мочи. Наверное, всех коров распугал. Охуенно.

В холодной воде

Андрей зашел по пояс, но дальше не рискнул.

— Мне хватит. Я не фанат холодной воды. Но это классно. Горные озера — новый отдельный вид любви. Никогда раньше не видел горные озера.

Любопытный теленок

Пора. Мы попрощались с любопытным теленком и пошли дальше.

— Блять!

Я засмотрелся на виды и наступил в лепеху. Чуть не поскользнулся, было бы обидно. Прости, Чилик, но мне придется помыть в тебе ботинок. Забавно, что даже выскребать говно из протектора в таком месте доставляет удовольствие.

Коровы на озере Чилик

Впереди крутой подъем на 200 метров.

— Я решил пойти с допингом, — Андрей достал эйрподсы.

А я пойду чистым. В этот раз у меня даже нет с собой наушников. Только я и горы, ничего лишнего.

Оставив позади потрясающую лазурную заводь, мы вышли на курумник. Андрей немного оторвался. Навстречу прошла пара туристов. Кажется, это первые люди, которых мы встретили на маршруте.

По дороге на перевал Кынхара

Тропы не видно, но где-то наверху виднеется перевал Кынхара, нам — туда. Я догнал Андрея.

— Слушай, ты видишь тропу?

— Неа. Думаю, надо примерно так идти. По снежнику не стоит.

— Давай.

Мы взяли круто влево, по уклону вверх. Идти достаточно сложно, кажется, что уклон градусов 50. Будто идешь вверх по стене. С рюкзаком в 20 килограмм. А камни под ногой так и норовят выскользнуть. На тропу ни намека. Что бы я тут делал без палок?

Через полчаса стало окончательно понятно, что тропу, если она и была, мы уже не найдем. Но спускаться обратно тоже смысла нет, мы уже почти на уровне перевала. Лучше зайти повыше и спуститься на перевал, так удобнее. А потому, что можем!

— Ничего, зато там впереди легкий спуск, — сказал Андрей.

— Это тебе туристы сказали?

— Ага.

— А мне сказали, что там пиздец. Наебать меня решил?

— Хм... Скорее… Как ты там говорил? Воодушевить.

— Одно и то же.

Наконец, мы дошли до перевала Кынхара. Открылся великолепный вид, как на ладони три озера — Удачи, Кварцевое и Голубое. А где-то вдалеке Перевальное. Потрясающе.

Вид с перевала Кынхара

Андрей указал палкой куда-то вниз, на курумник, который мы только что обошли:

— Смотри, а вон и тропа.

Действительно, вон что-то похожее.

— Блять. Я думал, хуле маршрут такой сложный. А это не маршрут сложный, это мы долбоебы.

— Ага, и главное оба как ни в чем не бывало пошли. Уже в третий раз за день проебали тропу.

Спуск оказался очень даже ничего. В этот раз я вовремя заметил, что мы идем не туда. Через 40 минут дошли до Голубого. Тут и переночуем. Я доволен местом:

— Кажется, это идеальное место. Серьезно, у меня еще никогда не было такой ночевки. Горное озеро, шум руки, потрясающие виды, закат.

— Давай ставить палатку.

Обнаружилась проблема. Плоское место тут одно, но получается, что прямо у одного входа лежит лепеха. Как быть?

— Давай по-мужски, на цу-е-фа. Кто проиграет — спит у этого выхода.

Цу-е-фа! Я выйграл.

— Добро пожаловать!

— Блять. Закидаю камнями, что ли.

Вечер

Мы еще раз обсудили маршрут, посмотрели на раскладку, а потом приготовили ужин.

— Смотри, какой-то мелкий хрен в камнях бегает!

— Ага. Похож на горностая. Это я колбасу выкинул в камни, а он, видимо, учуял.

Мозоли дают о себе знать. Правая пятка сильно пострадала, а еще, кажется, я спалил ноги на привале. Всего на 15 минут снял ботинки, как так? Теперь правый подъем пиздец как болит. Ладно, это все ерунда.

Мы легли спать.

— Знаешь, мы заслужили мармелад, вот что я думаю.

Черт, в горах он еще вкуснее. Мы заснули.

Два часа ночи. Я вылез из палатки в одной термухе, чтобы поссать. Ох, черт... Это охуенно. Не передать словами. Нужен фотоаппарат. Я настроил камеру и направил на звездное небо. Много лет мечтал снять Млечный Путь, и всегда что-то мешало — техника, кривые руки, погода, холод. Но не сейчас. Сейчас я смотрю на фантастическую поляну звезд, по которой проходит аккуратная белая тропинка. Наверное, пегасы протоптали. Выходишь поссать, а тут мечта. Всегда бы так. Где-то вдали пролетела звезда. Загадаю желание, пожалуй. Оно все равно сбудется, но так надежнее.

Млечный Путь

Через 20 минут я все-таки замерз и залез в палатку. Кажется, уже начало сбываться, подумал я. И заснул.

ДЕНЬ 4

Мы проснулись. Нога болит, но утро все равно доброе. Я, как и вчера, проверил камеру. Да, не приснилось. И теперь я точно доволен снимком.

Сегодня будет легкий день — радиалка через пару озёр и отдыхать. Палатку собирать не надо, но на сборы снова ушло почти два часа.

— Ну, что, по кашке и вперед?

— Или может все-таки пожрем гречу?

— А потом придешь голодый, и что ты будешь есть?

— Ладно, согласен.

Совершив акт утреннего намаза, мы вышли на маршрут. Нога болит, но жить можно. Чтобы не сгореть, Андрей обмотал голову футболкой, видны остались только глаза.

— Ты типа ниндзя?

— У нас охуенный косплей, я ниндзя, а ты ковбой, — он показал на висящий у меня на поясе чехол для камеры.

Андрей идёт

Как же легко идется без рюкзака. Будто забегаешь на любую горку. На лице улыбка, а в голове постоянно крутятся восторженные мысли. Мы подошли к озеру Перевальное, но я стараюсь особо не смотреть на него и даже не снимаю. Пока что. Вот на обратном пути оторвусь, а сейчас нужно идти дальше, на перевал Семнадцати Северный .

Набрав еще пару сотен метров, мы наконец дошли. Перевал. Перед нами открылся потрясающий вид — крутой кулуар, местами прикрытый снежниками, потрясающией красоты озера, блестящие на солнце — большое, Лазурное, и поменьше, безымянное. Вдали, среди величественных гор Архыза, можно разглядеть озеро Провальное — нашу завтрашнюю цель.

Озеро Лазурное, вид с перевала Семнадцати

Просто стою и смотрю на это великолепие. А ведь озеро даже не знает, что оно такое красивое. В голове снова завертелись знакомые вопросы. Хорошо, что горы — это разговор с самим собой. Наедине, здесь вам никто не помешает. Да, без гор я бы многого о себе не знал.

Я ушел на приглянувшийся мне камень ниже по склону. Белые волны, сверкающие на солнце, похожи на стаю русалок, плавающих по кругу. Кажется, на это можно смотреть бесконечно. Где-то шумит водопад. Кажется, я нашел то, что искал в этот раз. Архыз освобожденный.

Белые русалки озера Лазурное

Все просто, и решения тоже простые, подумал я. Намного проще, чем кажется.

— Привет, как твои дела? — я внезапно услышал свой голос, — Охуенно же, правда? Не забывай это ощущение. Хорошо, постараюсь.

Андрей сидит

Кажется, мы просидели так около часа. Я вернулся на перевал, к Андрею.

— Ну что, пойдем?

— Ага.

Дорога к Перевальному прошла в молчании и размышлениях. Теперь я по-настоящему проникся красотой этого озера. Ярко-лазурная вода, сыпучий кулуар и огромные плавающие глыбы льда. Самое горное из всех горных озер.

Озеро Перевальное

Мы пошли на следующую точку — перевал Речепста. Это еще пара сотен метров набора высоты. Оттуда должен открываться великолепный вид на Перевальное. Силы начинают кончаться. Нога болит все сильнее и сильнее, темп постоянно падает. Но пейзажи двиагют вперед, этих мелочей даже не замечаешь.

Перевал Речепста. Перед нами весь Архыз, как на ладони.

— Смотри, а вон тропа, с которой мы начинали.

— И правда. Получается, мы как-то так шли.

— Неплохо мы набрали, конечно.

Вид на Архыз с перевала Речепста

Я оглядел весь хребет Абишира-Ахуба. Да, действительно, неплохо. Упав на траву, я посмотрел на солнце сквозь горные очки.

— Я пока пойду вон на ту гору, — сказал Андрей.

— Хорошо. Я минут 15 повалаюсь тут, и тоже приду. Хочу полежать.

Андрей ушел. Я затянул штормовку, чтобы лицо не сгорело. Никаких мыслей, совсем. Казалось, ветер шумит прямо у меня в голове. Уверен, что запомню эти моменты надолго.

Я пошел к Андрею. Застал его за селфи.

— Ну что, как тут?

— Охуенно. Посмотри.

Да, оно того стоило. У Перевального очень причудливые берега, напоминают растекшуюся кляксу. А все эти льдины отсюда смотрятся еще монументальнее.

— Кажется, «охуенно» — самое частое слово в нашем походе, — заметил я.

— Ага. И это охуенно.

Озеро Перевальное

Все, что хотели сегодня посмотреть, мы посмотрели, можно возвращаться. Для меня это даже сложнее, чем подниматься. Каждый шаг подъем ноги упирается в ботинок и пиздец. Это больно. А еще жрать хочется. Даже странно, что настроение все никак не портится.

— Знаешь, а я заебался. Хочу побыстрее уже в палатку.

— Хах, я тоже. И борщ хочу.

— Да пиздец. Мы же сегодня на одной кашке весь день прошли.

— Это ли не лучшая реклама «Быстров»?

Озеро Голубое

Через час мы вернулись к палатке. Я сильно отстал из-за ноги. Раскидал все вещи на траве, сейчас порядок мало волнует. Солнце в зените, по ощущениям не меньше 35 градусов. Спальник точно не понадобятся — вытащил его наружу и накрыл палатку, чтобы закрыть от солнца. Я залез в палатку и аккуратно снял ботинки, за ними носки. Попытался снять пластырь, но оторвал вместе с ним кусок красной обгоревшей кожи. Рана до крови, ожог, волдыри. Отлично.

— Ебать, как ты шел вообще?

— Нормально, — улыбулся я.

Нога в середине третьего дня

Попробовал встать. Блять. Почему-то стало намного хуже, как будто из раны вытащили осколок и нарушили хрупкое равновесие. Но желание жрать сильнее боли. Андрей уже подогрел мне борщ.

— Держи. Борщ, как дома. Офигенный.

Я попробовал ложечку.

— Вот это борщ,понимаю. Не то что суп с нутом.

— Зацени, — Андрей бросил мне упаковку Риттер Спорта, — у нас теперь есть горячий шоколад.

Внутри по ощущениям была жидкость. И пара орешков.

— А еще куча паштета. Но если с шоколадкой такое произошло, то я за него не ручаюсь.

— Да пофиг, я съем. Мне терять нечего.

После обеда жизнь наладилась. Еще через 5 минут будет готов говяжий дошик. Что может быть лучше дошика на берегу горного озера? Разве что, дошик в штурмовом лагере Эльбруса, но это я уже пробовал.

Поляна возле озера Голубое

Я достал из кармана Пистолетика. Стало грустно. Надеюсь, я не ошибся. Ладно, не нужно, я здесь не для этого.

— Андрей, погнали купаться?

— Холодно.

— Да ладно тебе. Смотри, какой лед на заднем фоне. Всех телочек в Тиндере соберешь.

— Ну, давай.

Андрей зашел первым. Кажется, я увидел всю палитру эмоций, когда он помылся горной водой, стоя по пояс в озере.

— Жесть она холодная.

Андрей моется

Настала моя очередь. И правда холодная. Я тоже зашел по пояс. От холода сводит ноги и буквально перехватывает дыхание. Я приготовился нырнуть. Черт, не могу. Ноги реально сводит. Слишком холодно. На берег.

— Блин, я не смог.

— Ну и ладно.

Пять водопадов вокруг озера Голубое

Забраться в палатку и тупо лечь оказалось даже приятнее, чем я думал. Я в одних трусах, а Андрей в пухане.

— Кажется, я немного перегрелся. Что-то меня знобит.

— Выпей Нимесил вечером.

— Ага, хорошо.

Мы провалились.

В палатке

Зазвонил будильник. Уже начало темнеть. Я посмотрел на время — почти 7 вечера.

— Неплохо мы поспали.

— Ага. Пошли жрать?

— Ага.

На улице очень тепло. Я хожу босиком, и мне не холодно, несмотря на то, что солнце уже зашло за перевал. Из-за соседней горы показалась луна. Красивая.

Андрей ужинает титановой ложкой

— Мне вот интересно, — начал я, доедая рис, — тут все в лепешках, но, блять, откуда пришли все эти коровы и куда они ушли?

Вопрос повис в воздухе. Ответа мы так и не узнали потому, что легли спать.

ДЕНЬ 5

Будильник, ровно 6 утра. Начинается еще один замечательный день в горах.

— Ночью снова был виден Млечный Путь.

— Ага, я тоже поссать вставал.

Мы приготовили вкусный завтрак и, конечно, кофе три-в-одном. Я начал обуваться.

— Как твоя нога?

— Пизда ей. Помнишь, как Дарт Вейдер выглядел в третьей части, когда на него костюм надевали?

— Ага.

— Примерно так чувствует себя моя нога, когда я надеваю на нее ботинок, — я встал, — но если аккуратно попасть в пазы, то даже можно ходить.

Нам предстоит сбросить больше 400 метров, а потом набрать почти столько же. Вышли мы ровно в 8. Как нам это удается?

— Мне тут пришло в голову, — задумчиво сказал Андрей, — если бы ты пошел один, то был бы походником-фулстеком, а так — фронтенд.

— Почему?

— Идешь сейчас впереди.

— А ты, значит, бэкенд. А если бы нас было много?

— Значит, мы бы ходили по аджайлу.

— Главное, чтобы в группе не было Макса.

— Ну, он все равно устанет таскать кубы в рюкзаке и пойдет собеседоваться в другую группу.

— Сделаем ему контроффер — 2 пакетика кашки на завтрак вместо одного и сахар в чай по результатам испытательной высоты. Интересно, как выглядело бы такое собеседование.

Найди кота

— Представляю себе. Скажите, вы спали в спальнике? Нет, только в кровати. Но это ведь одно и то же по сути.

— Ага. Расскажите, какие алгоритмы упаковки рюкзака вы знаете? Да это в жизни все равно не используется!

— Да просто смотришь как собирает сеньор и повторяешь за ним.

— А я вообще пихаю в него все подряд и плевать на сложность, у меня рюкзак 150 литров.

— Вы умеете ставить палатку? Нет, я обычно кипятил чай, но, если что, почитаю документацию.

Коровы, которым жарко

Мы дошли до реки Кяфар, теперь направо и вдоль нее до самого озера, метров 200 набора. Мощная река — настоящая, горная. Вызывает уважение. Андрей перешел реку, а я решил, что сделаю это попозже, у озера. Если перейду сейчас, все пластыри на ноге слетят к черту, жалко.

Река Кяфар

Тропа прыгает по склону то вверх, то вниз, иногда и вовсе пропадая. Как же приятно шумит Кяфар. Я начал подпевать ему. Конечно, System Of A Down. Через время из-за холмов начала показываться лазурная поверхность огромного Кяфара. Да, река Кяфар течет из озера Кяфар.

Река Кяфар

Я раззулся и повесил ботинки на рюкзак. Начал переходить реку, метров 15 в ширину. Течение сильное, но совсем мелко, поэтому идти легко. Водичка — огонь! Все, привал и обед.

В дороге

По привычке разбросав вещи, я улегся на рюкзак. До чего же охуенно. Обычно, когда хотят описать что-то очень красивое, используют сложные обороты и необычные метафоры. А я считаю, что так делать не обзятально. Охуенное озеро. Просто пиздец какое охуенное, подумал я.

Озеро Кяфар

— Как ты думаешь, паштет еще жив или мертв?

— А что с ним?

— Ну, у него последний день срока годности и жара.

— Паштет Шредингера. Оставь, вечером съедим, когда остынет.

Мы начали кипятить воду. Джетбойл очень радует. А вот с газом, мы кажется, переборщили. До сих пор не потратили баллон, хотя носим еще на три таких же. Думаю, что можем вскипятить половину озера, чтобы было не так холодно купаться.

— Ну что, пойдем на ту радиалочку? — с сарказмом спросил я.

С утра мы обсуждали небольшой крюк от Кяфара с набором 200 метров, там должен открываться красивый вид на озеро.

— Нет, не хочу.

— Но можешь. А я хочу, но не могу.

— Звучит, как тост.

Андрей в футболке

Горячий чай расслабил, а солнышко добило. Я не повторяю своих ошибок, поэтому лежу в ботинках. Ну нахуй. Кажется, Андрей сел прямо на старое коровье дерьмо.

— Ты уже в лепехи ложишься?

— Ага, уже не обращаю внимания. Так даже мягонько.

— Это вторая стадия.

— А первая какая?

— Когда ты ложился в них с отвращением. Но есть еще третья.

— Какая?

— Когда ты их ищешь.

Андрей решил идти дальше, чтобы побольше пройти до жесткого дневного солнца, а я остался лежать на берегу и смотреть на Кяфар. Вспомнил Алтай, как нырял в Голубое в поисках свободы. Черт, хочу искупаться! Как это я сразу не подумал. Вот только чай допью.

На берегу озера Кяфар

Вода холодная! Прошел уже метров 15, а еще мелко. Я встал в планку. Раз, два, три… Почти лег на дно. Открыл глаза. Это было круто, освежает!

Можно идти дальше. Как будто открылось второе дыхание. Это еще и потому, что я снял душную штормовку. Руки, конечно, теперь сгорят, но зато не буду идти в целлофановом пакете. Во время подъема нога даже не очень сильно болит.

Озеро Кяфар

Медленно поднимаюсь по тропе, иногда оглядываясь на Кяфар. Даже не хочется говорить вслух, чтобы не потревожить окружающую красоту. Чтобы мысли не заглушали шум ветра.

Я нашел Андрея на берегу, под самодельным навесом из спальника.

— Неплохо ты устроился.

— А то! Я тут давно сижу.

Андрей в палатке

Недалеко пасутся кони. Еще ближе — какие-то люди ставят палатку. Кажется, подобрались к цивилизации слишком близко, тут куча народу.

— Видел, как тут глубоко? — спросил я.

— Ага. Я уже искупался.

— Круто, тоже хочу.

Это озеро называется Провальным, и не просто так. Вода в него стекает откуда-то с гор, а дальше падает в огромный провал, куда-то под землю. После обеда мы пошли посмотреть на это.

— Давай поднимемся до следующего озера?

— Ага, давай. Тут слишком много людей.

Провал у озера Провальное

Но перед этим нужно искупаться. Сказано — сделано. Через пару метров от берега уже глубоко и можно смело нырять, самое лучшее озеро для прыжков в холодную воду. Холодное!

Перед прыжком в озеро Провальное

До ночевки у озера Подскальное пару сотен метров набора высоты. Мы поднялись довольно быстро. Место для ночевки тоже не пришлось искать долго.

— Слушай, кажется, это место еще круче вчерашнего.

Недалеко от нас стоит чья-то палатка, единственная в округе. К ней подошел какой-то мужик. Затем он направился к нам, застав нас за ужином. Он одет в треники, какой-то старый свитер, на ногах теплые носки и дешевые кроссовки.

Кони в горах

— Добрый вечер, — сказал он, прикрывая двузубый рот платочком.

— Добрый вечер.

Мы немного поболтали про местные машруты, а потом он ушел к себе.

— Вот так я вижу тебя два года назад, — сказал Андрей, улыбаясь.

— Уверяю, он получает удовольствия не меньше тебя.

— Наверное, даже больше.

— Ага. Его не парит, какие технологии есть в его ботинках.

На секунду поймал себя на мысли, что даже скучаю по тем временам, когда сам ходил в чем попало. Все-таки, в этом что-то есть.

— А еще ему в походе не нужна зубная щетка, — добавил я после паузы.

— Тоже подумал об этом, но решил, что это слишком плохая шутка.

— Люблю плохие шутки.

Андрей ставит палатку

После ужина я нашел самый удобный камень и стал ловить закат. Подошел Андрей с термосом горячего чая. Я достал сахар и мармелад. Солнце густыми лучами освещает равнину из-за острых вершин хребта, бликами играя на поверхности Провального. Закат должен быть охуенным. Вообще, закат в горах — штука противоречивая. Вроде вот он, каждый день, смотри. Но обычно солнце закатывается за соседнюю гору, и ничего не видно. Сегодня все не так. Мы почти на трех тысячах метров, и перед нами открывается потрясающий вид. Огромная долина и горный хребет, за который медленно падает уставшее солнце.

Закат в горах

Подошел двузубый мужичок. Мы разговорились.

— Красиво. А я из Краснодара. У нас там магазин открыли, «Альпика», там носки по 500 рублей! Да кто в нем будет что-то покупать. Вот, хожу в обычных. А у тебя очки как у меня! Сегодня был вон на том маршруте, думал еще на пару дней задержаться, но лицо сгорает. Был рак, после операции теперь всегда так. Но я все равно рад, что приехал. Может уже и не смогу так съездить.

За любым человеком скрывается намного больше, чем кажется на первый взгляд. Теперь понятно, что у него с челюстью. Сразу проникся гордостью за него. Он принес и развернул карту Архыза. Настоящую, бумажную!

— Люблю, когда все на бумаге. Вот тут все отмечено. А вот Пшиш, самая высокая точка. Мне еще друг фотоаппарат дал старый, «Киев» называется, так вот, представляете, приехал я, а пленку забыл! Я его в начале маршрута закопал. Вместе с сапогами. Подумал, зачем мне резиновые сапоги?

Еще у него есть бинокль. Андрей взял посмотреть первым. Моя очередь. Разглядывать далекие хребты, облитые бежевым солнцем, потрясающе.

— В следующий поход пойду с биноклем!

Андрей смотрит в бинокль

Мы пили чай, болтали, и смотрели вдаль. Пожалуй, это лучшее, что можно делать в походе. Охуенный вечер, подумал я. Обожаю это ощущение. Ощущение, когда отчетливо понимаешь, что запомнишь эти моменты на всю жизнь.

Когда стемнело, мы легли спать.

ДЕНЬ 6

Сегодня особенно ранний подъем — в 5 утра. Надо побыстрее спуститься в Романтик, до того, как пойдут дожди. По прогнозам после обеда обещают бурю, оказаться в горах во время грозы совсем не хочется.

Мы приготовили завтрак, прикончив последние бич-пакеты. Теперь рюкзаки будут совсем легкими. Газа осталось еще на 2 таких же похода.

Озеро Подскальное

Я поприветствовал двузубого мужичка, он тоже встал рано.

— Как вас зовут? А то мы даже не познакомились вчера.

— Да какая разница! Вадим.

Теперь познакомились. Так приятнее, я его запомню.

Сборы снова заняли два часа, туристы из нас так себе. Можно выдвигаться. Сначала мы обошли озеро по снежнику. Утром снег еще заледенелый, очень скользко, идти надо осторожно. И лучше на нем не ссать. Потом почти наугад забрались по камням на перевал.

Договорились с Андреем, чтобы он меня не ждал. Если что, встретимся на Федосеева. Он достаточно быстро оторвался вперед. Пройдя через небольшой лагерь у очередного озера, где было разбито на удивление много палаток, я вышел на равнину и остался наедине со своими мыслями.

Беззаботное детство в горах

Ни души, ни звука. Даже ветра не слышно. Можно ли слышать тишину? Кажется, да. В голову пришла одна простая мысль. Все ровно так, как и должно быть. И в походе, и в жизни, да и вообще. Я же везучий. Рюкзак сразу стал легче.

Тишина

Наконец, я тоже зашел на перевал. Андрей, кажется, ждет меня тут уже минут 40. Поход подходит к концу? Я оглянулся на великолепный пейзаж, который через мгновение останется у нас за спиной. Дальше тупо вниз.

— Кажется, это был хороший поход, — задумчиво сказал я.

— Это точно.

— Ну что, вниз на подъемниках или сами спустимся?

— Да тут всего ничего идти.

На перевале Федосеева

Я подумал о своей ноге, но, все же, согласился. Да, так будет честно.

Впереди 1300 метров сброса. За пару часов должны спуститься. Нога дала о себе знать с первых же шагов. При наборе высоты вес уходил на пятку, а сейчас на больной подъем. Черт, действительно больно. Но тропа вроде легкая, ничего страшного.

Через полчаса тропа потерялась. Кажется, здесь никто особо не ходит с тех пор, как построили канатку. Она где-то левее, и поворот на нее мы уже пропустили. Начали идти наугад, иногда сверяясь с maps.me в попытке снова найти тропу. Посреди курумника, на склоне с уклоном под 50 градусов, мы окончательно поняли, что шансов на это мало. Возвращаться назад не хочется, надо все-таки пройти через эти камни.

Но вот камни позади, а спуск стал только хуже. Уклон еще сильнее, а под ногами теперь скользкая трава. Конечно, без намека на тропу. Андрей снова сильно оторвался. Оно и понятно, мой темп из-за ноги совсем упал. Каждый шаг отдает в голову, пиздец больно. Травяной склон медленно ведет в русло ручья. Аккуратно спускаюсь. Камень вылетел из-под ноги, но вроде устоял. Правда, промок, поставив ногу в мокрый мох. Андрея уже не видно. Пробую докричаться до него, но безрезультатно. Эх, так же не делается. Надо будет сказать ему, чтоб держал дистанцию поменьше в следующий раз.

В какой-то момент Андрей все-так остановился и подождал меня у окончания ручья.

— Что за альпинизм, я на это не подписывался! Я там несколько раз упал.

— А мне даже весело было.

Идем дальше, выбор у нас небольшой. На глаз прикидываем, как лучше, и спускаемся. Через репейник напролом. Я уже и не надеюсь найти какую-то тропу. Вернее, «каких-то» троп тут дохуя. Вот только все они бесполезные и ведут непонятно куда. Поэтому идем как придется. Я начинаю привыкать к боли в ноге. Главное не останавливаться надолго. Как только останавливаешься, кровь приливает к ноге и потом пиздец. Надо идти.

Через три часа мы вышли на грунтовку. Осталось дошагать минут 20 до канатки, а там еще пару километров по асфальтовой дороге до Романтика. Это все мелочи.

— Вот это пиздец спуск получился. Если честно, я охуел.

— Ага, оставили все самое вкусное на десерт.

— В Пятигорске пойдем в Мяту и возьмем по кальяну. Каждому.

Мы вышли на асфальт. Наверное, поход закончился. Пора включить телефон. На меня посыпались уведомления. К черту, потом. Вот и Романтик. Мы дошли до ближайшей парковки. Я подошел к какому-то местному парню на черной Приоре.

— Привет, добросишь до Архыза?

— Садитесь.

Мы поехали.

— Слушай, меня мучает один вопрос, а как коровы в горах не разбредаются?

— А там всегда пастух поблизости. Ага, всегда. Просто вы не замечали. А их и не доят. Этих коров перед убоем на сезон в горы отводят. А тех, что доят, они дома живут.

Он привез нас в кафе, где готовят самые лучшие хычины в Архызе. По крайней мере, он сказал именно так. Я сел за стол и посмотрел меню.

— Готовы сделать заказ?

— Мне, пожалуйста, морс и два хычина с мясом.

--

--